Напишите нам
Автомобильные компоненты: автолампы, червячные-хомуты, щетки стеклоочистителя, предохранители.

Схема регулировки блок фары автомобиля.

Настройка света фар

Что в свете фар?..
    Многие вспоминают об осветительных приборах, только если собрались в дальнюю поездку, а то и попросту - когда разобьют фару или перегорит лампа. Между тем важнейший элемент безопасности требует большого внимания, как явствует из статьи Валентина ГРИГОРЬЕВА.



    ДВЕ СИСТЕМЫ
    Основные элементы любой фары (рис. 1) - лампа и рефлектор (отражатель). Спираль лампы изготовлена из вольфрамовой проволоки, допускающей при работе нагрев до температуры около 2700°С (в галогеновых лампах даже несколько выше). Температура плавления вольфрама - 3380°С. С повышением температуры спирали увеличивается ее светоотдача, но с нею и испарение вольфрама, а механическая прочность спирали падает. (В галогеновых лампах эти вредные процессы замедлены и потому спирали служат дольше.)
    Рис.1 Рис. 1. Современная фара с параболическим рефлектором:
1 - крышка; 2 - пружинный фиксатор;
3 - лампа стояночного света; 4 - лампа головного света;
5 - рефлектор; 6 - рассеиватель.
    Рис.2a
    Рис. 2. Европейское светораспределение -
нить ближнего света смещена вперед
относительно фокуса, снизу закрыта экраном:
а - дальний свет; б - ближний свет; 1 - экран;
2 - нить ближнего света;3 - нить дальнего света
(в фокусе F); 4 - рефлектор.
    
    Назначение рефлектора - собрать ту часть светового потока лампы, которая направлена не на дорогу, и "переадресовать" в нужном направлении. У обычных типов рефлекторов - параболоида и эллипсоида - есть один недостаток: при наклоне оптических осей фар к дороге (как их и положено устанавливать) световые
    Рис.3 Рис. 3. Американская система ближнего света -
нить смещена относительно фокуса вверх и влево:
1 - рефлектор; 2 - нить дальнего света (в фокусе F);
3 - нить ближнего света; 4 - экран.
    пятна представляют собой узкие вытянутые эллипсы, ярко освещающие лишь небольшую часть дороги по ее ширине. Значит, пучок света нужно развернуть в ширину. Это делает третий важный элемент фары - рассеиватель, стекло со специальным рифлением. (Вообразите сочетание здесь множества тщательно подобранных линз.) Кроме того, в современных фарах сложных форм необходимое светораспределение достигается также специальной "деформацией" рефлектора. Например, параболоид как бы сплющивают по вертикали, заменяя круглый эллиптическим, используют сочетание параболоида с эллипсоидом и т. д.
То, что автомобилю нужен ближний и дальний свет, вряд ли требует пояснений. Но к современным системам переключения пришли далеко не сразу. Например, в начале века в Англии (где движение левостороннее) проблема ослепления водителей решалась тем, что при встречном разъезде правая фара выключалась, а свет левой отклонялся влево-вниз. С помощью электромагнита поворачивался сам рефлектор!
Сейчас применяют две системы светораспределения - европейскую и американскую. В европейской используется лампа с двумя нитями - для ближнего и дальнего света - и с металлическим экраном под "ближней". При этом нить дальнего света находится в фокусе параболоидного рефлектора (рис. 2, а), а ближнего - на несколько миллиметров впереди фокуса и несколько выше оптической оси (рис. 2, б). Поэтому дальний свет - это пучок отраженных от рефлектора параллельных лучей, а ближний - сходящихся.
Назначение экрана - не допустить попадания лучей на нижнюю часть рефлектора, а от нее - в глаза встречному водителю. Спереди экран отогнут кверху, чтобы прямые лучи, испускаемые нитью ближнего света, также не были ослепляющими.    

Таблица 1

Разметка экрана (мм)
Автомобиль Данные
L A Б В Г Д
ЛуАЗ-969М
ЗАЗ-1102
7500
5000
Измеряется
от центра оптического
элемента фары до пола
115
50
542
498
-
-
-
ВАЗ-1111 5000 65 478 - -
"Москвич-2140 5000 50 551 - -
"Москвич"-2141, 21412 5000 75 532 - -
ВАЗ-2101, 2102 5000 80 580 - -
ВАЗ-2103, 2106 5000 100 580 50 420
ВАЗ-2105, 2107 5000 75 468 - -
ВАЗ-2108, 2109 5000 85 475 - -
ВАЗ-2121 5000 120 580 - -
ГАЗ-24 10000 150 685 - -
ГАЗ-3102 10000 100 600 - -
ЗИЛ-133 10000 100 590 - -
КамАЗ 5000 125 - - -
Все модели
при регулировке
противотуманных фар
5000 100 - - -

    Таким образом, при европейской системе световой пучок ближнего света исходит только из верхней половины рефлектора и при правильном наклоне к дороге исправная фара не ослепляет встречных водителей. Здесь уместно напомнить, что поверхность рассеивателя, забрызганная водой, слегка загрязненная, поврежденная камешками и т. п., ухудшая освещение дороги, одновременно усиливает слепящее действие фары, так как часть лучей начинает отклоняться "не туда", а именно - в глаза встречного водителя. С этой точки зрения стеклоочиститель фары - вещь очень полезная.

    Таблица 2
Разметка экрана (мм)
Автомобиль Данные
А-Г Д L(мм)
М-20 "Победа" 715 620 7,5
ГАЗ-69, ГАЗ-69А 725 490 7,5
"Волга" ГАЗ-24 593 685 10
ГАЗ-21 "Волга" 765 700 7,5
ГАЗ-66 1000 775 7,5
КрАЗ-214 1530 900 5
Урал-375 1240 750 7,5
ГАЗ-53А 1000 740 7,5
ЗИЛ-130 1030 800 10
МАЗ-500, 503, 504 1000 815 7,5

    В американской системе нить дальнего света также располагается в фокусе параболического рефлектора. А нить ближнего расположена над нитью дальнего и выше оптической оси рефлектора (рис. 3). Обратите внимание на то, что лучи, падающие на внутреннюю зону рефлектора, отражаются от нее к дороге. Лучи, попадающие на внешнюю часть, отклоняются вверх. Некоторая же часть лучей направляется параллельным пучком вперед.

    Таблица 3
   
Разметка экрана (мм)
А Б(при L=10м)
250-500 100
500-750 200
750-1000 400


Чтобы уменьшить часть светового потока, отклоняющуюся вверх, используют рефлектор меньшей глубины, но при этом падает световая отдача. Для ее компенсации служит нить дальнего света большей мощности. В то же время отсутствие экрана под нитью ближнего света существенно сокращает потери светового потока.
Наконец, в американской системе нить ближнего света немного смещена еще и влево (от направления движения автомобиля), поэтому световое пятно фары на дороге отклонено к правой обочине. Это не только уменьшает опасность наехать здесь на препятствие, но и опять-таки снижает слепящее действие фары. (Отсюда владельцу автомобиля с "правым" рулем должно быть понятно, почему на наших дорогах для него существует и проблема фар!)
В обеих системах ослепление встречного водителя может быть уменьшено и "отсечением" прямых лучей лампы с помощью дополнительного экрана, расположенного перед лампой, или непрозрачной передней частью колбы в самой лампе.
Чтобы световой пучок был правильно сориентирован относительно дороги при меняющейся нагрузке автомобиля, конструкция фары предусматривает возможность корректировки направления луча. В простейшем случае для этого служат специальные винты, расположенные непосредственно на фаре. Более удобны устройства, которые позволяют регулировать наклон луча фары прямо с места водителя. Обычно это гидрокорректоры.
    ОТРЕГУЛИРУЕМ?
    Начнем с напоминания: направление света фар зависит от состояния пружин подвески, давления в шинах, разницы в размерах шин (например, при использовании на одной оси автомобиля новых шин, а на другой - изношенных или шин разного типа), распределения нагрузки по осям автомобиля.
    Рис.4 Рис. 4. Схема регулировки "европейских" фар:
I - ось отсчета; II - левая часть светотеневой границы;
III - правая часть светотеневой границы;
a - угол наклона пучка лучей; А - высота
установки фары (по центру рассеивателя).
    Разные фирмы так или иначе оговаривают условия, при которых выполняется регулировка фар. Легковой автомобиль, как правило, должен быть полностью заправлен, снаряжен и определенным образом загружен. В некоторых источниках состояние автомобиля при регулировке фар вообще не упоминается, но каждый водитель должен учитывать вышеупомянутые факторы, чтобы избежать ослепления коллег, едущих навстречу. В то же время нельзя приветствовать и упрощенный подход к этой задаче, когда фары освещают участок дороги лишь в двух шагах перед автомобилем, а ночная езда даже с невысокой скоростью становится опасной. Значит, регулировка фар не менее серьезна, чем любая другая.
В "европейской" фаре регламентируется только регулировка ближнего света. Направление дальнего задается геометрией элементов фары, включая лампу, и никак больше не оговаривается. Кстати, бывает, что из-за дефектов самой лампы (например, смещения спиралей) добиться хорошей регулировки вообще невозможно.
Затруднить регулировку могут и неисправности других элементов фары - болтающиеся рефлектор или лампа, отклонение оси лампы и т. д. Здесь даже профессионально оснащенная приборами станция обслуживания может оказаться бесполезной. Не исключено, что фара потребует замены и только после этого станет возможна регулировка.
Российские автолюбители обычно регулируют фары в гаражных (или окологаражных) условиях. В лучшем случае при этом на белой и гладкой стене размечают подобие экрана или используют в качестве такового фанерный или иной щит размером 1х2 м. Большинство же ограничивается регулировкой на глазок, а так как последний у каждого свой, то и регулировки единообразием не отличаются. Наконец, у нас, как нигде, велик "контингент", вообще не желающий слышать об этих регулировках. И, к сожалению, на многих никакими штрафами воздействовать невозможно.
Сведения, необходимые для регулировки "европейских" фар, вы найдете на рис. 4 и в табл. 1. Фары регулируют раздельно, отключая или чем-либо закрывая соседнюю. По ныне действующему стандарту нормативы, указанные в таблице, должны обеспечиваться при нагрузке заднего сиденья массой 70±20 кг. Действующий стандарт - ГОСТ 25478-91 - регламентирует только положение левой части светотеневой границы II (относительно оси отсчета I на рис. 4), а именно - величину Б. Правая часть границы света и тени обычно поднимается вверх под углом 15°, что обеспечивает хорошее освещение правой обочины.
Разметить экран при регулировке "европейских" фар вам поможет рис. 5.
Если фары ближнего и дальнего света раздельные, экран размечают по схеме на рис. 6. В этом случае необходимо регулировать и фары дальнего света, для которых угол наклона центральной (самой яркой) части светового пучка определяется величиной Г на экране. При расстоянии до него от плоскости фар 5 метров расчетная величина Г для ВАЗ-2103, 2106 составляет 50 мм (табл. 1).
Экран для регулировки противотуманных фар размечают, как показано на рис. 7 (данные - в табл. 3).
Фары американской системы (у нас - на легковых автомобилях старых моделей и большинстве грузовиков) регулируются по дальнему свету (табл. 2), то есть так же, как и фары дальнего света на автомобилях ВАЗ-2103, 2106 и другие с подобной системой (рис. 6).
     Рис. 5. Разметка экрана для регулировки
ближнего света "европейских" фар.
    При регулировках фар с использованием специальных приборов стандарт предусматривает измерения силы света фары в определенных зонах экрана. При "гаражных" регулировках этого, конечно, никто не делает -
    Рис.6 Рис. 6. В четырехфарной системе - разметка

экрана для регулировки наружных фар
(ближний свет) и внутренних (дальний свет).
    и фара с некоторыми дефектами рефлектора, рассеивателя или лампы, даже будучи верно установлена "по осям", на деле может оказаться непригодной для использования. Здесь напомним, что срок службы ламп зависит от напряжения в электрической сети. Если срок службы 12-вольтовой лампы при напряжении 12 В принять за 100%, то при напряжении 13,2 В он снижается примерно втрое,
     Рис. 7. Разметка экрана для регулировки
противотуман-ных фар.


    а 14,4 В - в 16-17 раз! Если вы эксплуатируете автомобиль даже с нормальным напряжением генератора, около 14 В, со временем лампы значительно ухудшают свои характеристики. Их нужно своевременно заменять новыми. Но часто ли вы видели, чтобы кто-нибудь это делал?
На большинстве автомобилей направление "луча" фары регулируется двумя винтами. Просто? На деле - не очень, особенно на автомобилях с устаревшими, круглыми фарами: ведь места установки фар очень сильно страдают от коррозии. Иногда после года эксплуатации эти винты бывают невозможно отвернуть. Владельцы ВАЗ-2101, 21011, 2106, "Нивы" и др. могут защищать винты от коррозии известными приемами - например, периодически "мовилить" их. Но и это не гарантирует стопроцентного успеха. С блок-фарами (ВАЗ-2105, 2107, 2108, АЗЛК-2141 и т. д.) несколько проще: регулировочные винты расположены в задней части корпуса фары и от коррозии страдают меньше. Но и их желательно почаще шевелить, не давая "закиснуть".
Едва ли не самое слабое место фары - рефлектор. Бывало, при круглогодичной эксплуатации он начинал ржаветь снизу после первой же зимы. Многие автолюбители, борясь с этим, пытались максимально перекрыть влаге доступ в фару - "Мовилем", пластилином и т. п. Но не стоит забывать, что фару окружает также и воздух, а оптический элемент (особенно с сильно нагревающейся галогеновой лампой) нуждается в вентиляции. Если ее нарушить, при колебаниях температуры и влажности среды внутри фары конденсируется влага.
Другой постоянный враг рефлектора и внутренней поверхности рассеивателя - пыль, удалить которую из фары непросто (впору объявить конкурс среди "бывалых" на лучшее решение!)
В заключение напомним о том, что заливать внутрь фары ("борясь с коррозией") какие-либо жидкости нельзя! ГОСТ 25478-91 (п. 1.4.2а) прямо это запрещает.

Адрес:
Россия г. МОСКВА
Телефон: